МКДОУ № 95 "Ласточка" г. Минеральные воды.

вторник, 24 мая 2016 г.

Консультация для родителей "Лето с пользой"

Долгие летние каникулы – это ловушка, в которую попадают многие родители. Наверняка к началу лета вы уже сформировали множество планов: вместе с детьми вы перечитаете массу интересных книжек и станете их взахлеб обсуждать, будете кататься на велосипедах, устраивать пикники, по утрам ходить на рыбалку и просто разговаривать обо всем на свете – словом, займетесь всем тем, на что не хватает времени в течение учебного года. Но, как только начинаются свободные дни вы, сами того не замечая, постепенно корректируете планы. Что плохого в том, что ребенок сегодня вечером посмотрит фильм, а завтра утром поспит подольше? Пусть недельку отдохнет от уроков и занятий, а уж после этого вы как следует возьметесь за летнюю программу. И вот, прежде чем вы успеете оглянуться, наступает июль и оказывается, что дети совершенно отбились от рук. Они целыми днями смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, объедаются конфетами и чипсами, поздно ложатся и спят до обеда. Об утренней рыбалке и пикниках нет и речи. Половина лета прошла впустую, неужели ничего нельзя исправить?
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их  психического развития. В это  время года дети  с помощью взрослых  могут расширить свои представления об окружающем мире,  развить  внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также  проявить  творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и  подготовки  к школьному обучению.
Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка!
Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку.
Песок и вода
Дети постарше с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню.
Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания.

                      

Можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений.

Знакомство с природой

Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы.

                      


В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью.
Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества.

1.Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть  природные взаимосвязи. (Например, тучи на небе, значит,  будет дождь.Цветы одуванчика закрыты в пасмурную  погоду  или вечером  и т.п.)
2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать за  разными представителями животного  мира,  рассматривать  деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел.  Что растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт?  Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривать  растения,  называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток, . Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.

4. Проводить  дидактические игры:    «С какого дерева лист», «Найди такой же лист », «Узнай  и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе), «Что лишнее?».
5.Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра  на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
6. Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину»,  «Рябина», Е.Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка», «Одуванчик», И.Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова «Букет».
Читать рассказы о растениях и беседовать по их содержанию:  А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и другие.


7.Отдыхая на реке, озере, море тоже  развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать.  Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
8. Летом создавайте детям условия для игр с  природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.)  Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.

 Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем.

                                  

Вы остались в городе?
Для того чтобы занять ребенка интересными играми, необязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий.
 9. Учите ребёнка   различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая,  река широкая, а ручей узкий и т.д.

                               


10. Разнообразие летних красок,  поможет  учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так:  «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».

                      

11.Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т.д.),«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.).Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: « Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».
12.Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно,  опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).

                     


13.Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу,  девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство?  Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.
14. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте  детям на наглядном примере понять  процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
15 .Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.

                 



16.Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть  в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.

                   

Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт  интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей,  улучшают  домашний микроклимат  и способствуют укреплению семьи.



Консультация для родителей "Что должен знать и уметь выпускник старшей группы"

Дорогие родители, вот и подошел к концу еще один учебный год. Ваш ребенок заканчивает старшую группу и пришло время подвести итоги. Определить сильные и слабые стороны в развитии ребенка. 

          


1. Физическое воспитание.

К концу года дети могут:
- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
- прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.
- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.
- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
- скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
- ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.
- кататься на самокате.
- участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.
- продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.

2. Природное окружение. Экологическое воспитание.

К концу года дети могут:
- различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
- определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет.
- знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
- классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твёрдость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
- знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т.д.
- проявлять интерес к истории предмета.
- называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
- раскрывать личностные и деловые качества человека труда.
- знать и называть своих родственников, домашний адрес.
- различать некоторые рода войск.
- знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зелёный сигнал светофора.
- знать название родного города (села), страны, её главного города.
-анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
- знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.
- знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.
- делать выводы о том, как человек может беречь природу.
- иметь представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.
- уметь применять полученные знания на практике.
- знать, что нужно делать для того, чтобы поддерживать своё здоровье и здоровье окружающих людей.
3. Развитие речи.
К концу года дети могут:
- объяснять правила игры; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.
- употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
- самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
- определять место звука в слове.
- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со исходным значением.
- употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

4. Формирование элементарных математических представлений.

Концу года дети могут:
- выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части ((часть меньше целого).
- считать (отсчитывать) в пределах 10.
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?».
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
-сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.
- размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов.
- определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.
- знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.
- знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.
- называть текущий день недели.

5. Художественная литература.

К концу года дети могут:
- определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.
- проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.
- драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.
- вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), 2-3 считалки, загадки.
- называть любимого детского писателя.

6. Художественно-эстетическое воспитание.

К концу года дети могут:
- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.
- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- знать особенности изобразительных материалов.
В рисовании: - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлении природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
В лепке: - лепить предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
- создавать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации: - изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.

7. Конструирование и ручной труд.

К концу года дети могут:
В конструировании: - анализировать образец постройки.
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
- создавать постройки по рисунку.
- работать коллективно.
В ручном труде: - правильно пользоваться ножницами.
- сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.
- выполнять не сложные поделки способом оригами.
- делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

8. Игровая деятельность.

К концу года дети могут:
- договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры.
- разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
- использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).
- создавать творческую предметно-игровую среду, использовать полифункциональный материал, предметы заместители и др.
- в дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш.
- объяснять правила игры сверстникам.